Выходные в Осло
Воскресенье, 24 ноября 2013

Этот пост является коллективным творчеством.

Всё началось с того, что были обнаружены четыре выходных в ноябре, которые так и просились, чтобы их заняли какой-нибудь поездкой. Вслед за этим были найдены весьма недорогие билеты на самолёт с удобным временем прилёта. И где-то на этом месте было решено, что мы летим в Осло.

Итак, мы купили билеты на Norwegian по 80 евро с человека. Можно было, конечно, немного сэкономить и лететь Ryanair, но в борьбе желания комфорта и жадности победило первое: прилёт в центральный аэропорт всё-таки устраивал нас больше.

Следующий пункт — проживание. Мы прошерстили Booking и airbnb. Цены на жилье пугали, и нас одолевали мысли всё отменить. Я даже обзавёлся аккаунтом на Couchsurfing. Но в итоге сразу после покупки билетов на самолёт я перешёл по ссылке «забронировать ещё и гостиницу» и попал на тот же Booking, который изучал буквально за несколько минут до этого, только цены были значительно ниже. Вероятно, у Norwegian есть какая-то договорённость. В результате отель обошёлся в 160 евро за 3 ночи. Ну что же, всё было готово, оставалось только ждать нужной даты.

Утром 7 ноября мы сели на поезд в Вильнюс, где, как известно, располагается аэропорт Минск-3, до которого добирались на специальной электричке.

Электричка в аэропорт

Электричка в аэропорт

Очень удобно. Стоит два с половиной лита, билеты можно купить прямо в поезде, едет семь минут. Только бы ходила почаще.

Лететь до Осло меньше двух часов, в полёте слушали концерт двух младенцев и любовались не столько в иллюминатор, сколько на подбадривающие надписи на сидении спереди и на бумажном пакете.

Бумажный пакет и сиденье спереди в самолёте

Бумажный пакет и сиденье спереди в самолёте

Хоть мы и прилетели в центральный аэропорт, но он находится в пятидесяти километрах от города. Есть несколько способов оттуда выехать. Мы воспользовались скоростным поездом Flytoget — едет двадцать минут, стоит 170 крон (чуть больше 20 евро, 8 норвежских крон ≈ 1 евро). Можно добраться чуть дешевле на специальном автобусе: билет до города стоит 150 крон, в обе стороны — 250 крон и действует месяц. Идёт он, правда, минут сорок, но конечная у него не на вокзале, как у поезда, а где-то в глубине города. Вот вам, кстати, и преимущество перед Rygge, куда прилетает Ryanair: он находится в шестидесяти километрах от города и транспорта туда ходит значительно меньше.

Сразу на выходе с центрального вокзала нас встречает странная скульптура. Мы всё время, кстати, натыкались на различные скульптуры, странные и не очень. Осло вообще можно смело назвать городом памятников.

Непонятная статуя

Буквально в десяти-пятнадцати минутах пешей прогулки от вокзала находился наш отель. На самом деле он превосходно сочетал в себе черты как отеля, так и хостела. Например, на нижнем этаже помещалась кухня, где вполне можно было приготовить себе ужин. Нам досталась комната на двоих с собственной ванной, но были там и трех-четырехместные апартаменты.

А ещё в нём обнаружилась отличного вида лестница.

Лестница в отеле

Лестница в отеле

Отель расположен в центре, поэтому неудивительно, что мы сразу пошли смотреть город. Правда, было уже темно, поэтому кроме светящегося туалета-куба других фотографий нет.

Куб

Вернувшись в отель, мы обнаружили, что лифт прекрасен не менее лестницы.

Лифт в отеле

Лифт в отеле

Утром мы купили Oslo Pass на 48 часов (нам повезло: продавался прямо в отеле) и отправились смотреть музейный полуостров Bygdøy. Кстати, про Oslo Pass: несмотря на цену в 395 крон на человека, он окупился уже в первый день. Без него вход в каждый музей обойдётся в 60-100 крон. Плюс дневной проездной на транспорт 75 крон. Считайте сами.

Итак, Bygdøy (читается Бигдои или Бюгдои или где-то посредине, мы так и не смогли определиться). Как же там красиво!

Тут же на берегу стоит памятник Руалю Амундсену, тому самому покорителю южного полюса, и его команде. В лучах восходящего солнца они стоят, похожие на суррикатов, и смотрят куда-то в даль. Мы тоже решили не отказывать себе в удовольствии понежиться в не по-осеннему тёплых лучах и постоять рядом с такими видными мужами.

Амундсен, его команда и я

Амундсен, его команда и я

Первый музей, в который мы заглянули, был музей Фрама (Frammuseet). Фрам — это название корабля, на котором Амундсен совершал свои экспедиции. И теперь весь немаленький корабль целиком помещён в этот музей. Можно даже заглянуть в каюты и удивиться, как они могли проводить огромное количество времени в настолько ограниченном пространстве.

Фрам

Музей Фрама

После музея Фрама мы пошли в музей норвежского мореплавания (Norsk Maritimt Museum). Он располагается прямо напротив Фрама. В этом музее есть небольшой кинозал с панорамным полукруглым экраном, на котором показывают красоты Норвегии, снятые с вертолёта. Сразу захотелось всё это увидеть воочию.

Следующий посещённый — музей Кон-Тики. Я раньше не задумывался, но тут обнаружил, что Тур и Тор — это одно и то же имя (Тур Хейердал пишется как Thor Heyerdahl). Посмотрели на его воссозданный плот и ещё раз удивились, насколько отчаянные были люди, что совершили это путешествие. Вот уж действительно путешествие всей жизни.

К сожалению, сам плот мы не сфотографировали. Но у нас есть другой корабль из этого же музея.

Там же за стеклом можно полюбоваться на Оскар, полученный Хейердалом в 1951 году за лучший документальный фильм.

Оскар

Хотя от этих трех музеев в глубь полуострова и дальше в город ходит рейсовый автобус, мы решили его не дожидаться, а пройтись пешком до следующего по списку музея кораблей викингов. Следует сказать, что Bygdøy — это не только и не столько музейный, сколько жилой полуостров. Не слишком фешенебельный, но очень милый и определённо весьма живописный район, в котором я с удовольствием поселился бы. Кстати, заметили, что ворота и калитки в частные дома норвежцев по большей части распахнуты, заходи и заезжай.

Музей кораблей викингов (Vikingskipshuset) оказался гораздо более людным местом: там как раз высадилось несколько туристических автобусов. Все хотели посмотреть на несколько кораблей разной степени целости.

Корабль викингов

А дальше мы собрались и поехали в парк Вигеланда. Вот уж где собрание самых различных скульптур. Как раз тут и можно увидеть того знаменитого злого мальчика.

Злой мальчик

Тут очень красиво. Несмотря на ноябрь и более северное, нежели у Беларуси, расположение, Норвегия всё ещё в состоянии золотой осени. Многие деревья радуют глаз яркой листвой, трава зеленеет и даже цветут (!) розы. Ну-ка признавайтесь, кто бывал в ноябрьском Ботаническом, — у нас цветут?

Ноябрьская роза

Местные здесь просто гуляют с детьми, туристы — изучают необычные скульптурные композиции, являющиеся главной достопримечательностью парка. На его окраине стоит музей скульптора, довольно пустынный во время нашего посещения. Там сейчас выставлены гипсовые этюды и наброски к работам Вигеланда, в том числе и в натуральную величину. Многие из них мы потом увидели в парке в оригинале.

экспонаты-участники Норвежского биенале скульптуры

Перед музеем — экспонаты-участники Норвежского биенале скульптуры

Музей Вигеланда

Вот эти прелестницы — часть ворот в парке

Вот эти прелестницы — часть ворот в парке

Время близилось к вечеру и трамвай повёз нас в район Акер Брюгге смотреть один из самых красивых закатов. Причал возле ратуши и набережная Акер Брюгге сами по себе очень живописны, летом это место тусовки местной молодёжи, а в золотистом закатном свете всё становится немного сказочным.

Почитав путеводитель, отправились ужинать в Kaffistova. Во-первых, там норвежская кухня, во-вторых, он относится ко второй наценочной категории, а в третьих, для обладателей Oslo Pass там скидка в 20%. Кафе рекомендуем, ко всем предыдущим доводам добавим, что было вкусно. Особенно впечатлил нежный сливочный соус, подаваемый к рыбным блюдам и проходивший у нас под кодовым названием «Смерть диетам».

А ещё в бутылке, крайне похожей на пивную, оказалось не пиво, а солод с сахаром: что-то похожее мы пробовали в музее-пивоварне Heineken. Этот напиток называется Vørterøl, он совершенно без алкоголя и весьма неплох на вкус.

Они должны мне денег за рекламу

Они должны мне денег за рекламу

Вернулись в отель, посмотрели шоу Ylvis (тех самых, что поют What Does the Fox Say), ничего не поняли и легли спать. Кстати, обратили внимание на то, что на норвежском телевидении не принято дублировать английский язык, даже перевод англоязычных фильмов идёт в виде субтитров.

Следующий день выдался гораздо более серым. Но это же не повод, чтобы отсиживаться в отеле и игнорировать всё ещё неизвестный город. Осмотр начали с дома парламента. Два раз в день туда водят англоязычные экскурсии, но мы решили не ждать ещё два часа.

Парламент

Дальше по Karl Johans gate отправились в сторону королевского дворца, попутно осматривая всякие скульптуры и здания.

Почти Кейт Уинслет

Местная театральная звезда

Королевский дворец больше всего поражает своей охраной, вернее их ритуалами и способом несения службы. Мы довольно долго наблюдали, как они ходят, докладывают обстановку или просто стоят. Какое-то гипнотическое и завораживающее зрелище.

Королевский дворец

По дороге к ратуше мы встретили ещё одну прекрасную скульптуру.

Бобр

Сказать, что Ратуша впечатляет, это ничего не сказать. Огромное здание вдоль и поперек разукрашено всевозможными «фресками» с изображением быта норвежцев. В каждом помещении — оригинальный резной потолок, окна в парадных залах выходят на залив. В одной из комнат висит картина Эдварда Мунка «Жизнь», перед которой одну лишь субботу в месяц проводят гражданские церемонии бракосочетания. А ещё, как мы узнали уже дома, именно в Ратуше 10 декабря ежегодно, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, происходит торжественная церемония вручения Нобелевской премии мира.

Фонтан с лебедями

Главный холл

Комната Мунка

Следующий пункт нашей программы — музей Мунка (Munchmuseet). Оказывается, Эдвард Мунк весьма неплохо овладел классической живописью перед тем, как пуститься во все тяжкие и стать у истоков экспрессионизма. Ну и конечно же мы сфотографировались рядом с одной из четырех версий его знаменитого Крика.

Крик

А ещё оставили на память музею мой великолепный портрет.

Портрет

Но надо спешить, ведь не посещёнными остались два важных архитектурных объекта. Сначала оперный театр. Он действительно большой, красивый, необычный и похож на айсберг, всё как описывают.

Опера

Дальше идём мимо фонтана с перчаткой.

Фонтан с перчаткой

И внезапно набредаем на памятник Франклину Рузвельту.

Памятник Рузвельту

А дальше перед нами крепость Акерсхус (Akershus Festning) и внутри неё замок (Akershus Slott). Красивый старый замок, в котором ещё иногда проводятся всякие торжества и в церкви которого всё ещё проходят службы и справляются обряды.

Замок внутри

Замок снаружи

Уже уходя из крепости заметили человека-подушку. Рядом с ним написано, что этому человеку можно рассказать всё что угодно, поплакаться и что на этой скамейке никто не будет чувствовать себя одиноко.

Человек-подушка

Настал вечер, и мы отправились ещё в одну кафешку Nilsen Spiseri, отведать по одному из друзей Рудольфа и Вилли.

Кит и олень — друзья навеки

Кит и олень — друзья навеки

Там же мы столкнулись ещё с одним норвежским феноменом: так называемым медленным телевидением. Это, например, когда 134 часа в прямом эфире показывают плавание корабля из одного порта в другой. Нам достался менее эпичный вариант, всего 8-ми часовая трансляция горящего камина. Отличный фон для кафе, не то что у нас непонятно что показывают на экранах в заведениях общепита.

Вечерняя прогулка завела нас в толпу серьёзно настроенных людей, которые громко выкрикивали какие-то лозунги. Мы так поняли, что собрались они покричать в защиту животных. Дальше активисты зажгли факелы и двинулись шествием, а полицейская машина расчищала им дорогу. Но мы не стали надолго связываться с этой компанией, а свернули в сторону и оказались на пороге милой церкви (Trefoldighetskirken), двери которой были гостеприимно открыты.

Там же мы встретили работника этой церкви, который нам устроил небольшую экскурсию, даже отвёл на верхнюю галерею, туда, где хоры. Ещё он рассказал, что каждую субботу вечером, как раз когда мы пришли, двери церкви открываются, чтобы накормить ужином и напоить кофе всех желающих, в основном бездомных. Справа от входа за столами группами сидели мужчины и женщины, ели и что-то тихо обсуждали. Интересно, а у нас такое бывает?

Второй этаж

Где-то среди всех этих прогулок был поход в магазин за почти традиционными и почти норвежскими свитерами. Но на этом наше путешествие подошло к концу. Утром мы сели на самолёт, который унёс нас обратно в Вильнюс.

Кстати Tax Free возвращается прямо в аэропорту. Девушка за столом просит показать документы из магазина, паспорт, билет на самолёт и собственно вещи. Затем спрашивает, возвращать наличными или на карточку и в какой валюте. Не знаю как на карточку, а наличные отдала прямо тут же.

Хочу ещё упомянуть употребление денег в Норвегии. В путеводителе было указано, что банки обычно берут неплохую комиссию за обмен валюты. Поэтому мы решили не спешить и отложить эту операцию. В результате наличных денег у нас не было всю поездку, да они практически и не были нужны: везде прекрасно обходились банковской карточкой. Единственный раз когда была нужна наличнось, это в музее Мунка. Там камеры хранения с залоговой стоимостью в 10 крон. Но в этом случае нас выручил работник музея, который заранее поинтересовался у нас о наличии этих самых десяти крон, чтобы закрыть ячейку, а потом просто достал из кассы монетку и вручил нам. Ну и ещё раз было неплохо иметь монетку для открытия платного туалета в парке Вигеланда. Но там неподалёку находится музей Вигеланда, так что особых проблем это не доставило.

Путешествие в Норвегию, как и вообще в Скандинавию, — не слишком бюджетное дело. Хотя сэкономить можно. Всем, наверное, известно про каучсерфинг. Если хочется комфорта, ищите отели с включённым в счёт номера завтраком (нам повезло: наш был именно таким). А если в отеле/хостеле ещё и общедоступная кухня есть, то вам повезло: дешевле самому себе готовить, чем питаться в кафе. Конечно, вы не узнаете вкуса Норвегии, не попробуете национальные блюда, но тут уж у кого какая цель. Нам очень понравилась идея с салат-барами в магазинах: там стоят специальные столы (как правило два) с ингридиентами для салата, каждый в своей мисочке. Тут и различное мясо, мелко пошинкованное, и овощи, и макароны, и варёные яйца, и оливки, и ещё много продуктов, из которых можно сварганить салат. Рядом же пластиковые контейнеры, в которые можно наложить то, чего пожелаешь. Стоит это удовольствие 129 крон за килограмм (чуть больше 15 евро). Невероятно удобно для ужина на скорую руку.

Если вы планируете много перемещаться по городу, покупайте проездной на день. Он стоит 75 крон вместо 30-ти за одиночную поездку. Ну или ходите пешком. А если по пути вы ещё собираетесь заглядывать в музеи и прочие достопримечательности — смело покупайте Oslo Pass, в его стоимость включено много плюшек.

Не стоит ездить в Норвегию ради шоппинга: поверьте, тот же Вильнюс в этом плане выгоднее. Нет, в Осло, конечно, европейские цены и тоже бывают распродажи, но в целом оно того не стоит. Не увлекайтесь национальными сувенирами и подарками: свитерами, шапками, шарфиками и так далее. В магазинах средняя цена на такие вещи около 100 евро.

Кстати, если хочется выпить, стоит позаботиться об этом заранее, например, в дьюти-фри для прибывающих в аэропорту. Потому как в самом Осло алкоголь продаётся только в специализированных магазинах Vinmonopolet и стоит довольно дорого. Конечно, в Осло есть и бары, но не могу сказать, какая там будет наценка, мы до бара не дошли.

Ну и наблюдение, не касающееся денег. Большинство норвежцев (по крайней мере столичных жителей) прекрасно владеют английским, нигде у нас не было проблем с объяснением, а словарик норвежского в путеводителе так и не пригодился.

Вильнюс нас встретил длинной очередью на таможенный контроль и свежеотстроенным Duty Free на платформе. Да, алкоголь там весьма недорогой.

Duty Free в Вильнюсе

Вот и закончились довольно большие выходные. Мы, конечно, увидели лишь небольшую часть Норвегии, но её хватило, чтобы захотеть увидеть ещё. Нужно будет обязательно вернуться в тёплое время года и посмотреть северные районы, фьорды и великолепную природу.

← Музыка по воскресеньям — 14Музыка по воскресеньям — 15 →

Хочется что-то добавить или сказать? Я всегда рад обсудить. Пишите на me@dikmax.name.